Сырьем для изготовления орудий труда у носителей кобанской культуры служил кремень. Первичная обработка кремня производилась недалеко от мест добычи сырья и заключалась в подборе наиболее подходящих по форме желваков. Окончательная обработка и изготовление кремневых изделий, а также заготовок для изделий производились на поселениях. Ученые разделяют виды кремневых орудий труда на земледельческие, скотоводческие, для обработки дерева и кости. В нашем музее экспонируется более 10 кремневых отщепов.

Одним из важных компонентов костюма племен Центрального Кавказа эпохи поздней бронзы и раннего железа была дугообразная фибула — особый вид застежки, служивший в древности не только для скрепления одежды, но и как украшение. Встречаемые в памятниках Центрального Кавказа фибулы однотипны, особенно те, которые попадаются в комплексах XI—X вв. до н. э. Они являются одним из характернейших предметов кобанской бронзы и выявлены почти во всех памятниках эпохи поздней бронзы северного и южного склонов Главного Кавказского хребта. Три фибулы таких фибулы представлены в одном из стендов нашего музея.

Несмотря на свою воинственность, женщины многих древних кочевых племён были большими модницами и следили за своей внешностью не хуже современных. Доказательством этому служат всевозможные привески, накладки к одежде и боевому наряду, браслеты на руках и ногах, шейные гривны, уникальные ожерелья и бусы и, конечно же, древние заколки или булавки. В нашей коллекции хранится одна из таких заколок — резная, в форме полукруга (веера), тяжелая и довольно громоздкая. Кончик у нее отломлен, но совершенно ясно, что она имела достаточно большую длину.

С древности женщины любят украшать себя различными привесками, бусами, ожерельями, серёжками и даже височными кольцами. Височные кольца - это и украшения и обереги, они крепились к шапке или к волосам, прикрывая висок.

Для кобанской культуры характерны сложный геометрический орнамент в сочетании с различными приемами чеканки и сложной техникой гравировки, инкрустации, литья, ковки. По уровню прикладного искусства, мастерству исполнения кобанская культура занимает первое место в мире среди культур эпохи поздней бронзы. Потрясающие по красоте и исполнению пуговицы, подвески, серьги, поясные накладки и прочие украшения представлены в нашей коллекции.

Мастера по бронзе любили изображать в своих работах животных, на которых охотились их соплеменники: медведей, волков, туров, кабанов, птиц, лошадей и даже птицу счастья - симурга (мифическое существо). Несколько бронзовых зооморфных амулетов находятся в одном из стендов музея.

Крайне интересным представляется сосуд, на дне которого закреплена терракотовая монетка с изображением головы греческого божества. Также в экспозиции находится отдельная терракотовая монетка с изображенной на ней медузой Горгоной. Использовали подобные монеты в качестве оберегов от сглаза и зла. В нашем случае монетка вмонтирована в донышко сосуда и по-видимому служила защитой от всего вредного или ядовитого, что могло попасть в чашу.

Кобанские гончары лепили посуду на вращающейся подставке или пользовались гончарным кругом. Лощеную поверхность керамики часто украшает орнамент. Археологи обнаруживают сосуды разного размера и назначения: горшки, кувшины, большие корчаги, миски, кружки.

Кобанская культура сыграла важную роль в развитии материального и прикладного искусства народов Центрального Кавказа. Ученые и археологи восхищаются изделиями, созданными представителями Кобанской культуры, считая их предметами искусства того времени.
|