На территории Нижнего Архыза обнаружено три храма: Южный, Средний и Северный.
Северный храм являлся самым крупным среди сохранившихся культовых памятников X-XIII вв. на территории бывшей Алании и всего Северного Кавказа. Он находится в северной части освоенной долины в окружении остатков обширных каменных построек, нескольких небольших церквей и христианских могильников вблизи балки Церковной на расстоянии около 800 м от жилой части городища. В. А. Кузнецов назвал этот комплекс «посёлком Аланской епархии», а храм — кафедральным собором. До начала реставрационных работ в 1960 г. он не восстанавливался и не ремонтировался.
По архитектурной композиции он относится к числу крестово-купольных трёхапсидных храмов. Апсиды полукруглые. Направлены на восток. Сложен из отесанных квадров и плит. С трёх сторон — северной, южной и западной — храм имеет широкие открытые притворы со входами. Между южным и западным притворами существовала пристройка.
Длина храма без западного притвора равна 21 м, что соответствует его высоте и в два раза больше ширины (10,5 м). В этом специалисты видят показатель того, что строение возводилось знающим и искусным мастером-архитектором византийского происхождения или архитектурной школы. В качестве исходного модуля им была взята длина стороны подкупольного квадрата.
Внутреннее пространство разделяется на 3 нефа двумя парами прямоугольных столбов. Ещё 2 столба выделяют окончания алтарных простенков. Выявлены конструктивные детали: крещальня, западный притвор, трехступенчатая каменная скамья для церковнослужителей (синтрон), ниши, детали оформления пола.
Под полом находилось, раскопанное в 1940 г., элитное женское погребение с богатым, выразительным инвентарем, включающим более 100 золотых или позолоченных украшений, среди которых выделяются серьги и массивные перстни, один из которых имел альмандиновую вставку — печать с именем армянского царя Ашота I (886-891 гг.). В захоронении присутствовали пережиточные элементы языческого обряда.
Стены и барабан храма в древности были покрыты фресками. К сожалению, они до нас почти не дошли, но определённое представление об образах и высокой технике исполнения можно получить при рассмотрении рисунков археолога и художника Д. М. Струкова, сделанных им в конце XIX века. Во время раскопочных работ в храме В. А. Кузнецовым был найден массивный бронзовый крест, размерами 243x137 мм с греческой надписью, содержащей дату — 1067 г. Ученый указал на признаки его длительного использования.
Историко-культурное значение храма подчеркивается и находками, сделанными в непосредственной близости от него. Так, в остатках строений у храма найдены бронзовые древнерусские кресты-энколпионы, хорошо укладывающиеся в историческую канву утверждения христианства в Алании в условиях усиления русско-северокавказских связей.
В. А. Кузнецовым высказано мнение, что сооружение могло быть возведено во второй четверти X в. Данный взгляд поддержала искусствовед, историк архитектуры Л. А. Перфильева. С. Н. Малахов предположил более раннюю и точную хронологию строительства в период с 914-918 до 922 г. После этих уточнений и В. А. Кузнецов в 2000 г. датировал храм 914-916 гг. и посчитал его самым древним в России. Но в последних работах ученый вновь вернулся к своим первоначальным позициям (вторая четверть X в.). Открытие «сентинской» строительной надписи Д. В. Белецким и А. Ю. Виноградовым и учёт ими других обстоятельств привели исследователей к заключению, что все аланские храмы Верхнего Прикубанья строились не ранее 40-х гг. X века.
В последнее время в храме один раз в год, 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца, проводились богослужения.
|