В рамках мероприятий, посвященных празднованию 165- него юбилея станицы Зеленчукской, МБУК «Зеленчукский районный краеведческий музей им. С.Ф. Варченко» организовал выставку национальных платков.
На выставке представлены казачьи и карачаевские платки и шали, выполненные в разных технологиях, среди которых был представлен старинный платок, связанный крючком из шелковых нитей. Эта реликвия принадлежала жительнице станицы Кардоникской Кочкаровой Байдымат Магометовне.
Головные покрывала с раннего средневековья были обязательной принадлежностью женского наряда представительниц почти всех сословий… Своеобразие орнамента и цветовое решение платков и шалей связано с их восточным происхождением – ткани и покрывала раньше привозили в Россию из Палестины (ныне Сирия).
Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным или праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали — «бумажные» или шерстяные.
На улице голову и плечи казачки покрывали шалью - шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были двусторонними.
Во второй половине XIX века особой популярностью стали пользоваться павлово - посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года. Первоначально рисунок на них был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским. Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
Таким образом, в заветном сундуке каждой женщины скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль. Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото.
|