Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зеленчукский районный краеведческий музей имени С.Ф. Варченко"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

08:42
"История одного экспоната"

Уважаемые друзья, в продолжение нашей рубрики «История одного экспоната», мы расскажем теперь о том, как же создавались в казачьих семьях ткани.
И конечно, прежде чем преступить к ткачеству, нужно упомянуть и про нити. Зачастую, для изготовления нити бралось льняное, крапивное, конопляное волокно, хлопок или шерсть. Процесс создания ниточки из волокна требовал многий различных приспособлений, большого усердия и мастерства от хозяйки, о котором мы вам расскажем в следующих публикациях, а сегодня главным героем рубрики стал - ткацкий станок.
История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки.  И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать в эпоху неолита, более V тысяч лет назад до н.э. Согласно историческим сведениям в Египте и Месопотамии ткань изготавливалась на простых ткацких рамах. Рама представляла из себя два деревянных шеста, хорошо закрепленных в земле параллельно друг другу. На шестах натягивались нити, с помощью прута ткач приподнимал каждую вторую нить, тут же протягивал поперечную нить. Позже, около трех тысяч лет до н. э., у рам появился поперечный брус (навой), с которого свисали нити-основы почти до земли. Внизу к ним крепились подвесы (пряслица), чтобы нити не спутывались.
Вскоре древние мастера пришли к выводу, что найдя способ одновременного поднятия четных или нечетных рядов основы, можно было бы сразу протянуть поперечную нить через всю основу, а не через каждую в отдельности. Так был придуман ремез — приспособление для разделения нитей. Благодаря техническому прогрессу в ткацком станке была изобретена ножная педаль, чтобы попеременно поднимать ряды нитей и протягивать с помощью челнока поперечную, что значительно ускорило процесс ткачества. 
XVIII в. Ткацкий станок был  практически в каждой семье. Уметь прясть, ткать, шить, вязать, вышивать должны были все женщины и девушки, ведь домашний текстиль создавался исключительно ручным способом. Именно поэтому девочки, начиная с семилетнего возраста, приучались дома к рукоделию. На ткацком станке изготавливали толстое сукно, грубую мешковину и нарядную пестрядь, узорные прошивы и тонкий браный холст. Затем из домотканого полотна шили нижнее и постельное белье, скатерти и полотенца, нарядную и повседневную одежду – рубахи, штаны, кофты, юбки.
Станки для ручного ткачества изготавливались кустарным способом по чертежам или по образу и подобию других станков. Основу составляют две параллельно расположенные деревянные рамы (станины), к которым крепились остальные части станка. 
Ткачиха садилась на скамеечку перед станком, нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой ряд нитей шёл вниз, увлекая за собой один из двух рядов нитей-основы. В образовавшийся зев продевался челнок с поперечной нитью. Затем нажималась вторая подножка, происходило движение второго ряда, в результате которого происходило чередование нитей-основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся зев пропускали челнок, а затем вновь изготовленный ряд прибивался бердом (приспособление в виде частого гребня). При такой работе получалась ткань простого полотняного переплетения. Однако станок мог иметь и большее количество элементов. В этом случае получались узорные ткани и различные варианты плетения нитей в полотне.
Интересно то, что прежде чем сесть за работу у ткацкого станка в казачьих семьях, женщина сначала молилась образу Божьей Матери или святой Параскевы Пятницы. Эти два образа сливались в единый образ покровительницы прядения и ткачества. Работа женщин на ткацком станке осмыслялась как некое таинство, своеобразное творение мира. Поэтому и приступать к работе необходимо было с молитвой.
С движением технического прогресса и появлением автоматизированного, заводского производства материй, ручное изготовление тканей ушло в историю, а рукоделие в целом, стало скорее хобби, нежели необходимостью. Тем не менее, домашние вещи выполненные руками хозяйки и сейчас хранят тепло, простую красоту и возможно, даже сакральный смысл. 
Делитесь своими впечатлениями в комментариях и, конечно, следите за нашими новостями, где мы будем и дальше знакомить вас с экспонатами выставочного зала МБУК «Зеленчукский районный краеведческий музей имени С.Ф.Варченко». До новых встреч.

Просмотров: 29 | Добавил: zavod1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта