Дорогие друзья! В нашем музее начался месячник по военно-патриотическому воспитанию молодежи, в связи с чем, сегодня в рубрике «История одного экспоната» мы вас познакомим с каской образца 1936 года, которая бережно храниться в нашем выставочном зале.
В СССР к теме средств индивидуальной защиты военнослужащих, в том числе и стальных шлемов, обратились в начале 1930-х годов.
В 1934 году на рассмотрение военному руководству был представлен первый образец, который маршал Буденный испытывал лично, рубя шлем шашкой. Пробуя прочность каски рубящими ударами, Будённый указал, что лезвие опасно соскальзывает с края каски, что приведёт к существенному увечью бойца. Поэтому каска обрела широкие боковые поля, которые по идее должны были силой нанесённого удара придать вражескому лезвию иное направление и увести в сторону от плеча бойца Красной Армии.
Окончательный вариант каски утвердили в январе 1936 года. В результате названием изделия стало «СШ-36» («Стальной шлем образца 1936 г.»), а позже негласное — «халхинголка».
Прозвище «халхинголка» закрепилось за каской после приграничного конфликта Монголии и марионеточной империей Маньчжоу-го. Монгольские рубежи защищала Красная Армия, сражавшись с японской армией у реки Халхин-Гол всё лето 1939 года.
Окрашивался шлем в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды, изготавливался из стали. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием его размера: большой, средний и малый.
Носился, как и все остальные шлемы с подшлемником. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании, куда его поставляли республиканцам и интербригадам. Летом 1938 года стальные шлемы использовались в ходе боевых действий у озера Хасан. По результатам анализа ранений, было установлено, что наличие каски позволило снизить смертность военнослужащих до 5,8 %. Далее «халхинголка» отправилась на воссоединение СССР с территориями Западной Украины и Западной Белоруссии, временно утраченными после Первой мировой войны. А затем последовала Советско-финская война 1939-1940 года. Так как боевые действия последней проходили зимой, СШ-36 перекрашивали в белый цвет для лучшей маскировки на фоне снега. Уже в период этих кампаний не только начата разработка нового защитного шлема, но и произведены первые партии СШ-39, а затем и СШ-40 (этот шлем предполагал ношение под ним не только пилотки, но и зимней армейской шапки).
И Польский поход, и война с белофиннами выявили ряд существенных проблем у шлема СШ-36. Например, те самые широкие поля, которые рекомендовал Будённый, создавая эффект паруса при сильном ветре, мешали солдату в быстрой атаке. Выдвинутый вперёд козырёк сокращал сектор обзора, а участок над козырьком легко пробивался пулей. К работе над улучшением конструкции привлекли инженеров и техников ленинградского НИИ-13. Интересно, что испытывать новый шлем снова вызвался Будённый. Опробовав опытный образец шашкой и не увидев существенного урона, легендарный кавалерист сначала с установленного испытаниями расстояния, а затем практически в упор расстрелял шлем из нагана. Однако каска с честью выдержала прямое попадание пуль.
Быстро заменить СШ-36 не получилось из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Поэтому на фронт шли поставки как новых шлемов, так и старых запасов.
Данная каска, хранящаяся в нашем музее, среднего размера овальной формы была найдена в 1996 году во время краеведческой экспедиции на Марухском перевале, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои за перевалы Кавказа.
Дорогие друзья, следите за нашими новостями, где мы будем и дальше знакомить вас с экспонатами выставочного зала, и не забывайте делиться своими впечатлениями в комментариях. До новых встреч.
|